Содержание:
1. Первое изображение Иисуса Христа
2. Иконографические типы Иисуса Христа
3. Русские деревянные скульптуры Иисуса Христа

Первое изображение Иисуса Христа

Как известно, в первые века существования христианства, христиане подвергались гонениям. С 250-х годов в Римской империи на законодательном уровне принимались решения о лишении христиан всех гражданских прав. Поэтому изображения Иисуса Христа Спасителя носили исключительно символический характер. Они были «зашифрованы» от людей, не причисляющих себя к христианам. Самым известным символом Иисуса Христа по сей день является агнец. Агнец Божий – так назван Иисус Христос в Евангелие от Иоанна.

Первое изображение Иисуса Христа далеко от наших представлений о том, как выглядит икона. Существует два предания о происхождении этого изображения – западное и восточное. Оба предания гласят, что первая икона Иисуса Христа Спасителя появилась в результате того, что Иисус стёр платом со своего лица пот и кровь и его лик отпечатался на плате. Мандилион традиционно изображали в храмах напротив Керамидиона – лика Иисуса на глиняной доске.

Сама реликвия считается безвозвратно утерянной, однако изображение Спаса Нерукотворного зародило целую иконографическую традицию. Самым известным произведением по праву считается Новгородская икона 12 века. Эта икона происходит из новгородской церкви св. Образа, однако сейчас она находится в коллекции Третьяковской галереи в Москве.

Иконографические типы Иисуса Христа

В православной иконографии насчитывается около тридцати типов изображения Иисуса Христа Спасителя. Самыми известными образами считаются спас Вседержитель, спас оплечный и спас в рост. В православных храмах спас Вседержитель или Пантократор традиционно изображается в пространстве центрального купола. Вседержитель – главный образ, указывающий на боговоплощение – Иисус предстает и как Господь Бог, и как человек. Одна рука Господа Иисуса держит Евангелие, другая сложена в благословляющем жесте, призывающем к молитве.

Не самой распространенной, но самой значимой иконографической традицией является Распятие Иисуса Христа. Иконы, написанные до XI века, изображают распятие, используя символы. Символ распятия – терновый венец на кресте. Только лишь с VI века распятие начали изображать, используя изображение Христа, Богоматери и Иоанна Богослова. Древнерусские иконы XI-XIII вв. повторяют традиции византийской иконописи, однако в древнерусских иконах появляются новые сюжеты и мотивы. Так, в западноевропейской христианской живописи в XII веке появляется мотив Древа жизни, а в XIII веке Распятие Иисуса Христа начинают изображать более мрачно и реалистично – Иисус предстает там склонившим голову, с закрытыми глазами, распятый тремя гвоздями.

Русские деревянные скульптуры Иисуса Христа

Деревянные скульптуры Иисуса Христа – одна из самых поздних иконографических традиций, которая пользовалась популярностью с XVII по XIX век. Чаще всего сюжетом скульптурной иконописи становился «Христос Полунощный» – этот сюжет повествует о заточении измучанного пытками Иисуса Христа в темнице перед восхождением на Голгофу.

В середине XVI века в силу ступил запрет Стоглавого собора на изображение Христа «человекоподобным», то есть объемным – в виде скульптуры, позже этот запрет лишь утверждался Святейшим Синодом и Николаем I, отменён он так и не был, однако сейчас все скульптуры, которые не были уничтожены, считаются произведениями искусства и выставляются в музеях. Скульптуры, изображающие сюжет «Христос Полунощный», условно можно разделить на две группы – выполненные профессионалами и выполненные прихожанами, не имеющими навыков работы с деревом. Так называемое народное творчество отличается особой наивностью в изображении Иисуса, однако показывает, насколько важным считалось иметь в храме такую статую.