В списке древнейших профессий значатся врач, гончар, ювелир, парикмахер и еще десяток специальностей. Редко кто укажет таксиста. А колесницы, перевозящие людей за плату, существовали еще в Древнем Риме.
Первый механический счетчик
В I в. до н.э. механик из Древней Греции Герон Александрийский изобрел прибор для конной повозки. Идея конструкции заключалась в шестеренчатой передаче. Вращение от оси колеса передавалось горизонтальному диску. Через определенное расстояние отверстия в диске и крышке прибора совпадали.
В приемный ящик падал очередной камушек. Возница подсчитывал их количество и брал деньги за пройденный путь. В сущности, обычный экипаж соответствовал современному такси.
Лошадиные силы
Прообраз такси появился в 1636 г. в столице Англии. Лондонские кучера впервые получили лицензии на перевозку седоков и грузов. Франция подхватила эстафету. В 1640 г. в Париже на улице Сен-Мартен Николя Соваж устроил каретный двор. Он предложил публике для поездок четырехместные наемные повозки.
Заведение расположилось напротив отеля, названного в честь святого Фиакра – покровителя садовников и извозчиков. С тех пор общественные экипажи с изображением святого стали легендарными фиакрами.
Появились во множестве конкуренты. Дело развивалось, число карет росло. Полиция разработала для них регламент и особые налоги.
Примером французов воспользовались в других странах Европы. Назывались экипажи по-разному:
- Великобритания – кэбы;
- страны Центральной Европы – дрожки;
- Россия – извозчичьи пролетки.
Технический прогресс в конце XIX в. вытеснил с улиц конные упряжки.
Лошадь выпрягли – поставили мотор
Первый патент на серийный автомобиль в 1886 г. ознаменовал новую эру в городских перевозках. Возникла задача, как переделать конный экипаж в самоходную коляску. В 1890 г. во Франции проблему решили просто. Лошадь выпрягали, устанавливали бензиновый двигатель, привод на колеса – и моторизованное такси готово к услугам парижан.
Но популярностью новые фиакры не пользовались. Бедняки не могли позволить такую роскошь, богатые имели собственные выезды. Средний класс прибегал к их помощи в редких случаях. На это влияло отсутствие единой системы расчета за поездку.
Ситуация изменилась с изобретением немцем Вильгельмом Брюном таксометра в 1891 г. К услугам такси со счетчиками пассажиры стали обращаться чаще и увереннее.
В 20-е годы XX в. практичные автомобили окончательно заменили извозчиков. Такси в плотном потоке отличали яркие краски. Кузов украшали ленты с черно-белыми «шашечками». По одной из версий – это символ скорости. Такой «шахматный» флаг применяют для сигнализации на автогонках.
Ауди, Тойота и другие
Такси в наши дни – развивающаяся транспортная отрасль. Модельный ряд представлен серийными автомобилями ведущих производителей мира. В работе используются высокотехнологичные средства обмена информацией. Легковой транспорт успешно конкурирует с общественным в силу своей демократичности.
Интересный факт
Парижские такси участвовали в Первой мировой войне. Германская армия в сентябре 1914 г. приблизилась к столице Франции на 40 км. Остановить прорыв немцев возможно только с помощью подкрепления.
В городе находилась резервная дивизия. Но ее необходимо быстро переправить на рубеж реки Марны. Военный комендант сформировал колонну из реквизированных таксомоторов Рено.
Изумленные крестьяне всю ночь наблюдали, как 600 автомобилей за 2 рейса перевезли более 6 000 солдат. Немецкое наступление захлебнулось.
В историю машины вошли как марнские такси. Необычному маршруту на фронт посвятили памятные доски. В предместье Леваллуа установили мраморный автомобиль Renault AG-1. Точь-в-точь, как те, что спасли Париж.