Икона Святой Троицы также известная как «Гостеприимство Авраама» — одна из двух работ, авторство которых достоверно принадлежит кисти выдающегося русского иконописца — преподобному Андрею Рублёву. Другой его подлинник — фреска — хранится на стенах Успенского собора в городе Владимире.

История происхождения

Изображения Святой Троицы были известны ещё в античные времена. Например, в римских катакомбах на Латинской дороге (лат. Via Latina) до сих пор сохранились фрески, датируемые серединой VI века, на которых изображены сцены из Ветхого и Нового Завета. Также в Риме в папской базилике Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore), существует мозаика, на которой демонстрируются сюжеты из Ветхого Завета, в том числе, и явление Святой Троицы Аврааму, датируемая 432-440 годом. Самая известная икона, изображающая трёх ангелов в шатре Авраама, а потому ещё называемая «Гостеприимством Авраама», в истории русской иконописи стала икона Святой Троицы кисти Андрея Рублёва.

Исторические источники и предания связывают появление иконы Святой Троицы с тем, что она была написана в честь — в похвалу — основателя Троице-Сергиевой лавры (в городе Сергиев Посада под Москвой) Сергия Радонежского. Написал «Троицу» Андрей Рублёв по заказу ученика и преемника Сергия Радонежского игумена Никона. Датируется икона 1411 или 1425 по 1427 годами. Впервые «Троица» кисти Андрея Рублёва упоминается в постановлении Стоглавого собора от 1551 года. В этом постановлении указывается на то, что с точки зрения церковных канонов на иконах обязательно должны присутствовать некоторые детали, как то: кресты, нимбы и надписи. В качестве примера такого соответствия канонической иконописи приводится икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва.

Богословское значение

Жизнь верующего представляет собой стяжание духа святого. В зависимости от личностных качеств верующего, на пути духовной аскезы его могут сопровождать разные иконы. Так, существуют иконы повествовательные, это такие, на которых изображены сцены из жития Святых. С помощью живописи они рассказывают неофитам о библейских событиях, таким образом иконы вводят наблюдателя в исторические реалии библейских времён. Существуют иконы поучительные — дидактические — это такие, на которых изображены сцены страшного суда, например, икона «Мытарства или воздушные бесовские стражи». Поучительные образы помогают верующим бороться со страстями. Существуют также иконы молитвенные, это такие, на которых изображены лики Святых, Иисуса, Богоматери, которым верующие возносят молитвы в случае беды — о здравье, о мире. И есть святые образы созерцательные, к которым и принадлежит «Троица» Андрея Рублёва. Хотя изначально она рассказывала только о библейской истории — о трапезе трёх ангелов в шатре Авраама, своим талантом Андрей Рублёв смог изобразить нечто большее — символ основного догмата православной веры — три ипостаси единого Бога. В непостижимости триединства Бога заключается феномен веры, не поддающиеся рациональному понимаю, в образе иконы Его можно созерцать. Икона изображает согласие, единение и любовь. Мир и умиротворение. Она тихая и сильная. Властная, но не подавляющая. С помощью живописи Рублёв нашел способ выразить то, чего в русском православии не принято изображать — самого Небесного Отца.

Библейский сюжет

Икона написана по мотиву ветхозаветного сюжета «Гостеприимства Авраама». В XVIII главе книги Бытия рассказывается о том, как в виде странников три ангела явились Аврааму — к праотцу избранного народа. Авраам встретил ангелов у своего шатра, который располагался у подножья горы Мамре. Он пригласил странников в шатер. Приказал своей жене и сыну накормить их. Во время трапезы ангелы предсказывают Аврааму и его жене Саре, что у них чудесным образом родится сын Исаак, от которого произойти народ. Который по воле Бога станет великим и сильным. И через которого получат благословение все народы земли.

Этот библейский сюжет в разные эпохи по-разному интерпретировался. В конце IX в начале X века стала преобладать интерпретация, согласно которой фигуры трёх ангелов, в качестве аллегорического изображения Бога, символический раскрывают тайну единосущного Бога в трёх ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа. Так, в интерпретации преподобного Андрея Рублёва в минималистическом, но полном символизмами стиле, присущем византийской традиции иконописи, икона Святой Троицы представляет собой образ самого Господа — это наглядная демонстрация важнейшего догмата православной веры — триединства Бога. Икона представляет взору наблюдателя строгие и величественные фигуры трёх ангелов, символизм которых, в зависимости от духовной зрелости верующего, позволяет последнему приблизиться к пониманию трёх ипостасей всеприсущего Бога.

Непосредственное наблюдение иконы Святой Троицы даёт верующему человеку особенную благодать — незабываемый опыт Богообщения, как высшая цель монашеской аскезы, которою практиковали в качестве духовного восхождения византийские и русские подвижники. Такая цель монашеской аскезы была сформирована учением о Святой Троице, через лицезрение которой верующим сообщается божественная благодать — это обязательное условие духовного возрождения на пути преобразования человека. Так, в результате особенно понимания преподобным Андреем Рублёвым русского православия XIV века, как продолжение древних традиций христианкой аскезы, появилась «Икона Святой Троицы».

Дом иконы Святой Троицы

Так как в образе трёх ангелов Аврааму явился сам Бог, икона Святой Троицы занимает центральное место в доме православных верующих. Образ располагается в красном углу — у окна или в углу комнаты на полке, а на иконостасе — справа от алтаря. Рядом могут стоять другие святыни, лампада, свечи и обязательно — образ Богоматери.

Существует старинная традиция, согласно которой образ «Троицы» размещается у входной двери. Олицетворяя собой покой и убежище, икона внушает странникам временное утешение в земном мире. Который в физическом измерении представляет собой родной дом, а в духовном — веру, надежду и любовь.

Хранится образ Святой Троицы Андрея Рублёва в зале древнерусской живописи в Государственной Третьяковской галереи. Каждый год, в пятидесятый день после Пасхи — в День Святой Троицы — на руках образ переносят в расположенный при галерее храм-музей. Кроме религиозного значения для верующих, образ Святой Троицы представляет собой выдающийся памятник культуры, знакомство с которым должно стать частью культурного образования людей всех воззрений, вне зависимости от их возраста, культурной или конфессиональной принадлежности.