Это ― одна из самых старых, хорошо сохранившихся до наших дней и особо почитаемых на Руси икон.

История появления и дальнейшая судьба

Из предания известно, что написал ее евангелист по имени Лука.

На русскую землю святыня попала в XII веке. Мстислав Владимирович получил ее из Византии в подарок. Сначала она хранилась в Вышгороде, в одном из женских монастырей. Потом ее перенесли в Успенский собор, где она считалась главным его достоянием.

Андрей Боголюбский повелел сделать для нее дорогой и красивый оклад. Брал с собой во время походов. После смерти Андрея, по приказу Ярополка Ростиславича оклад был снят. Затем она попала к Глебу Рязанскому. Во Владимир была возвращена князем Михаилом после его победы над Ярополком.

В 1395 году была перенесена в Москву для того, чтобы защитить ее от нашествия Тамерлана. Место ее встречи (сретения) людьми было впоследствии выбрано для основания здесь Сретенского монастыря. Удивительно, но войска захватчиков не дошли до города, повернув обратно. Для многих людей это было подтверждением спасения их Богородицей и ее заступничества.

Историк Анисимов считает, что икона возвращалась во Владимир, а потом снова перемещалась в столицу несколько раз. Второе значимое ее появление в Москве состоялось в 1480 году. Оно ознаменовалось празднованием народа освобождения Руси от татаро-монгольского ига. После этого она осталась в городе и была помещена в Успенский собор.

Известно, что Иван Грозный просил ее помощи перед Казанским и Половским походами.

Чтобы уговорить Бориса Годунова занять место на престоле, ее брали для проведения Крестного хода. Позже она была доставлена в Кремль.

В 1926 – 1930 гг. хранилась в Государственном историческом музее. Затем, ее поместили в Третьяковскую галерею.

После 1999 года находится при галерее в храме Святителя Николая. Ее украшенные драгоценностями золотые оклады сейчас хранит Оружейная палата.

Значение для православных христиан

В XII веке ее считали главной покровительницей и защитницей Владимира. Особо чтилась она князем Андреем Боголюбским и его семьей. Позднее стала главной святыней всей Руси.

Существовала традиция, по которой перед ней будущие правители проходили венчание на царство. Ее особая роль заключалась также в участии в выборах новых митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви. Имена претендентов клали запечатанными в ее киот. После вытягивания жребия, результат царь сообщал перед народом.

Особенности и интересные факты

В иконографии ее относят к типу под названием «Умиление». Богоматерь держит младенца, который нежно припадает к ее щеке. Этот стиль иконографии прослеживается еще со времен раннего христианства. Особенно сильное распространение он получил в византийской живописи.

Как утверждают историки, икона была написана в Константинополе в XII веке. Позже, несколько раз была переписана реставраторами. По одной из версий, она когда-то была двусторонней. На это указывают изображения на обороте. Проведенные исследования позволили определить, что ранее на другой стороне был лик одного из святых. Возможно, это было изображение Николая Чудотворца.

В церковном календаре есть праздники, посвященные ей:

  • 3 июня отмечается день спасения от нашествия крымского хана.
  • 6 июля ― спасение Москвы от захвата ее ордынским ханом Ахматом.
  • 8 сентября ― сретение, а также день освобождения от татаро-монгольского ига и нашествия Тамерлана.

О чудесах, связанных с ней люди знают уже давно. Многие верующие приходят помолиться перед ней о помощи и заступлении Богородицы.

На сегодняшний день, она считается одной из самых любимых русским народом и почитаемых Церковью святынь.